Основная цель работы специалиста-психолога: оказание психологической помощи инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и членам их семей. Для того чтобы правильно и эффективно спланировать коррекционно-реабилитационную работу с пациентами, на начальном этапе, проводится психодиагностическое исследование.
После первичной диагностики разрабатываются планы реабилитационных мероприятий пациентов. Разрабатываются, планируются и проводятся индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия по психологической реабилитации с учетом индивидуальных личностных особенностей.
Составляются социально-психологические рекомендации на основе проведенного обследования с учетом возрастных, интеллектуальных, психических и физических особенностей личности.
В работе используется более 20-ти методик, направленных на выявление нарушений функций когнитивной и эмоционально-личностной сферы.
Человек, столкнувшись с физическими трудностями или проблемами здоровья, находится в состоянии постоянного психического перенапряжения. Такое состояние проявляется в виде повышенной раздражительности, несдержанности, апатии; наблюдается угнетенность, испуг, подавленность.
Большая роль в коррекции подобных состояний отводится социально-психологическим тренингам, позволяющим глубоко и всесторонне изучить участников занятия, повлиять на межличностные отношения, настроить на дальнейшую самостоятельную работу над собой.
Посттренинговая диагностика показывает, что данные занятия несут положительное влияние на личность в целом, помогают развивать коммуникативные навыки и навыки эффективного общения и взаимодействия с окружающим миром, а так же творческий потенциал, собственный взгляд на мир.
Последние несколько лет психолог имеет возможность проводить занятия в сенсорной комнате.
Оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на два функциональных блока.
1. Релаксационный блок – в него входят набор дисков с терапевтическими видеофильмами и диски с записями релаксационной музыки.
Инвалид, удобно расположившись в кресло, расслабляется, все тело имеет удобную, безопасную опору. Легкая гармонично-успокаивающая музыка создает атмосферу безопасности и спокойствия, навевает состояние медитации. При необходимости во время такого сеанса можно проводить психотерапевтическую работу с пациентом. Во время сеанса релаксации все остальное оптическое оборудование сенсорной комнаты желательно выключить.
2. Активационный блок – в него входит все оборудование со свето-оптическими эффектами.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования «активационного» блока сенсорной комнаты направлено на возбуждение интереса, стимуляцию подвижности и исследовательского подхода у пациента. Для этого имеется возможность использовать яркие привлекательные цвета и световые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности.
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение самых различных задач, в частности:
- активация различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды,
- стимулирование ослабленных сенсорных функций (зрение, слух, осязание и т.д.),
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия,
- развитие двигательных функций,
- создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.