Речь является основой формирования социальных связей человека с окружающим миром, поэтому при отставании в развитии речи или других нарушениях речевой функции возникают проблемы, связанные с вербальной коммуникацией, оказываются расстроенными объективно существующие взаимоотношения между индивидом и обществом, проявляющиеся в речевом общении.
Важной составной частью комплексной реабилитации лиц с различными видами речевых нарушений является логопедическая реабилитация, которая рассматривается в контексте создания новых речевых возможностей, нормализации коммуникативной деятельности, наращивания социального потенциала, т. е. повышения возможностей личности реализоваться в данном сообществе.
Логопедическая реабилитация представляет собой сложный комплексный процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. В процессе логопедической реабилитации предусматривается развитие сенсорных функций; моторики, особенно артикуляционной моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; формирование личности с одновременной регуляцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
У лиц с речевыми проблемами часто нарушается формирование коммуникативного поведения, тесно связанного с развитием речи. Анализ коммуникативного поведения, оценка характера зависимости между уровнем сформированности коммуникативных способностей и состоянием речемыслительной деятельности ведется по следующему плану:
1. Обследование неречевого праксиса и гнозиса
2. Обследование пространственного праксиса
3. Оценка и воспроизведение ритмов
4. Обследование зрительного гнозиса
5. Обследование орального и лицевого праксиса
6. Обследование особенностей дыхания
7. Обследование состояния артикуляционного аппарата
8. Ориентировочное обследование спонтанной речи
9. Обследование слухового анализатора
10. Обследование понимания речи
11. Обследование фонематического слуха
12. Обследование понимания значения слов
13. Обследование понимания простых предложений
14. Обследование понимания грамматических структур пословиц, поговорок, басен
15. Обследование экспрессивной речи
16. Обследование артикуляционного звена речи
17. Обследование автоматизированных видов речи
18. Обследование сопряженного и отраженного повторения
19. Обследование номинативной функции речи
20. Обследование диалогической и монологической речи
21. Обследование состояния чтения, письма, счета
Это способствует определению конкретных коррекционно-педагогических воздействий, обеспечивающих полноценное формирование всех звеньев речевого общения.
Возможности социальной адаптации лиц с речевыми нарушениями находятся в прямой зависимости от характера и тяжести первичных нарушений, наличия дополнительных отклонений, их индивидуальных особенностей, организации процесса обучения, воздействия ближайшего социального окружения. Логопедическая реабилитация играет немаловажную роль в процессе активного приспособления к условиям социальной среды, интеграции в социум.
На протяжении 2010 года в центре проходил апробацию новый для нас метод преодоления речевых нарушений: логопедическая ритмика (логоритмика).
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные виды деятельности. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.